Ч. Ледбитер.
Грядущая религия, как творчество жизни.

Многие люди, готовые признать близость Пришествия Мирового Учителя, ставят вопрос: "Если это верно, и Мировой Учитель действительно придет, чему же Он будет учить?" Дело в том, что истина многогранна и обычно не постигается во всей своей полноте ни отдельным человеком, ни группой людей, но она, тем не менее, остается истиной, с какой бы стороны вы к ней ни подходили. Учение Грядущего Учителя, следовательно; не может отличаться по существу от прежних Его учений. Я знаю, что во многих людях с детства взращивалась необычайно высокомерная мысль, что их религия единственная, что существует только одна религия, известная некоторым избранным, а все остальные верования являются лишь только языческими суевериями, о которых и говорить не стоит. Какая нелепая, какая странная мысль, если её сопоставить с определенными словами Самого Господа, при последнем Его Пришествии, об овцах другого двора; если сопоставить ее с не менее определенными утверждениями Его непосредственных последователей и Апостолов. Вы помните великое изречение Ап. Павла о том, что Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, т.е. Своих великих Учителях, в последнии дни сии говорить с нами иначе. Главная мысль этого изречения и лежит в основе учения о Мировом Учителе, - учения о последовательных ступенях откровения, даруемых миру. Ступени эти можно сравнить с различными классами школ, соответствующими различным типам людей и приспособленными по форме преподавания к этим различным типам.
Вопрос о многообразии религий аналогичен вопросу о многообразии языков. Нет никакого сомнения в том, что было бы много удобнее, с разных точек зрения, иметь дело с одним только языком во всем мире; это облегчило бы общение; это внесло бы большое упрощение во многих отношениях жизни; но человечество не однообразно. Люди весьма различны, и различные расы и нации, в разные времена , создавали различные способы выражения, другими словами, - различные языки. Точно так же, как возникали эти различные языки, возникали и разные формы вероучений. При помощи этих разных языков человечество пытается выразить все те же идеи; точно также различные внешние формы различных религий являются выражением одних и тех же истин. Подобно тому, как в наиболее первобытных языках вы находите несоответственно большее число слов, касающихся одной какой-либо отрасли жизни, по сравнению с другими, так и в религиях, - одна сторона всегда особенно освещалась по сравнению с другими, в связи с нуждами времени. Более развитые, более цивилизованные нации обладают очень разнообразным словарем, удовлетворяющим всем возможным потребностям, тогда как у более первобытных народов богата словами только одна сторона жизни, касающаяся главного их промысла. Так, например, у жителей морского побережья вы найдете безчисленный запас слов, касающихся моря, судоходства и т.д., и очень мало слов, касающихся обработки земли, и, наоборот, у народа, живущего в глубине страны, вы найдете очень мало слов, касающихся земледелия. Но общие идеи одни и те же у обоих народов. То же самое можно сказать и о религиях: при общем принципиальном основании, существует различие в освещении этих общих принципов, и причина различия всегда заключается в потребностях того народа, которому дана религия. Поэтому, пытаясь предугадать какое на этот раз вероучение даст нам Грядущий Учитель, мы без тени сомнения должны признать, что Он не изменит общих принципов. Форма в которую Он их облечет, будет, вероятно, соответствовать особым потребностям нашего времени. Очень распространено мнение, что Его учение особенно коснется наших социальных недугов, и я думаю, что это предположение вытекает из столь насущной потребности в улучшение наших социальных условий. Оглядываясь на то, что происходит сейчас в мире, никто не решится одобрить существующие порядки. Бедность крайне распространена, в особенности на старом материке. Общественные классы раздражены друг против друга; вместо того, чтобы друг с другом сотрудничать, они враждуют и подозревают друг друга. Совершенно очевидно, что тут нужно внести нечто совсем новое. Я не сомневаюсь, что в этом отношении будет что-нибудь сделано и именно потому, что нужда слишком уж велика. Провозглашение братского и основанного на здравом смысле отношения людей друг к другу и будет одним из основных тезисов новой религии, если вы назовете ее новой религией. Я предпочел бы назвать ее новым аспектом религиозной истины. Учитель найдет, конечно, Свою собственную, прекрасную и убедительную форму выражения, которая для нас окажется совсем новой. Но истины Он провозгласит нам хорошо известные. Заметьте, что все наши беды, в большинстве случаев, вытекают не из недостатка знания, а из неумения осуществлять их в жизни. Многие из нас прекрасно знают, что существующее взаимное недоверие и враждебность людей друг к другу очень дурны. Почти все люди признают, что система соревнования зашла слишком уж далеко, что соревнование становится каким то безумием, и что теперь необходимо придти к здравой системе сотрудничества. Нет недостатка в людях, которые все это сознают; между тем нет никого, кто знал бы как приложить эти знания к ныне сложившимся условиям жизни.
Мы, повидимому, подошли к точке, когда здравый смысл замолк. Здравый смысл оказывается одним из самых редких свойств человека. Люди слепо стремятся к достижению своих эгоистических целей, часто не замечая, что удовлетворение кажущихся и временных их интересов приносит ущерб обществу в целом, а следовательно и им самим, как членам этого общества. В основе этого разделения сознания, повидимому, лежит мысль, что отдельному человеку позволительно богатеть от того, что является несомненным вредом для данной нации и для мира. Многим кажется, что если они могут заработать лишние деньги в одной какой-либо отрасли, то эта отрасль хороша, даже в том случае, когда им очевидно, что их прибыль получается за счет и в ущерб обществу в целом. Они разсуждают так: "Нам нет дела до общества в целом; мы заботимся только о своей личной выгоде". Но они забывают, что они частица целого и что в конце концов они сами неизбежно пострадают, если будут пользоваться и обогащаться, нанося вред целому. Они, действительно, наживают лишние деньги, но дороговизна жизни возрастает в такой степени, что лишние деньги очень мало значат.
Это один только пример из безчисленных случаев слепого стремления людей к удовлетворению личных интересов, совершенно лишающего их более широкого кругозора, и затемняющего тот факт, что то, что плохо для целого, никогда не может быть полезным для частицы  этого целого. Учитель затронет, конечно, вопрос о социальных недугах, и мне представляется, что с какой бы стороны ни подходить к этому вопросу, необходимо настаивать на проявлении здравого смысла и на необходимости широкого кругозора. Посмотрите вокруг себя и вы увидите, насколько отсутствие здравого смысла осложняет жизнь во многих отношениях. Вам хорошо известны беспокойства и огорчения большинства людей. Не будем говорить сейчас об ужасах того гнета бедности, который является одной из самых страшных сторон жизни старого света, совершенно заслоняющих остальное, а разберем обычные, ежедневные огорчения большинства людей, и мы увидим, что вся беда заключается в нашем собственном отношении к явлениям жизни. Мы волнуемся из-за пустяков, из-за какого-нибудь слова, направленного против нас, обижаемся из-за мелочей, часто совершенно напрасно. Одного мучит честолюбие, другого зависть, в той или другой форме, и все это от недостатка здравого смысла. Если разобраться во всем этом, становится ясно, какие это мелочи, тени, не заслуживающие внимания. Но беда в том, что люди не живут согласно разуму, а живут чувствами. Разум требует уравновешенного, здравого отношения к жизни, способствующего спокойствию; чувства же увлекают в сторону и ослепляют. Как добавление к здравому смыслу нам следовало бы приобретать известное сознание относительности явлений, научиться различать важное от неважного. Тогда мы очень скоро убедились бы, что почти все, что волнует и безпокоит людей, относится к неважному, тогда как действительно важное, истинно высокое, почти всегда бывает одинакого доступно всем. Если так, то как неразумно растрачивать жизненные силы на волнения, касающиеся вещей, в сущности, неважных. Становясь на более высокую и широкую точку зрения, вы всегда найдете, что на свете мало такого, из-за чего действительно стоило бы огорчаться, а если бы и было, т.е. если бы дело шло о каком-либо великом принципе, то, огорчаясь, вы не улучшаете положения, а наоборот.
Хладнокровие принадлежит к самым необходимым качествам. Оно ведет к миру, оно дает человеку возможность жить спокойно среди бурь и невзгод жизни. Бури и невзгоды неизбежны, но зачем давать им действовать на вас. Если они коснулись друзей, которых вы любите, то лучший способ помочь им - это проявлять спокойствие, которое одно в этих случаях способно выручить. Приучая себя устремлять свое внимание на высшую сторону жизни, мы начинаем видеть мелочи в верной перспективе и они перестают нас тревожить. Как вся жизнь наша изменилась бы, если бы мы внесли в нее здравый смысл! Почему это так трудно? Пессимист сказал бы, что люди живут чувствами потому, что их разум еще не развит. Это, пожалуй, справедливо в некоторых случаях, но даже там, где разум развит, ему не дают власти над чувствами. Когда человек выходит из себя, говорят, что он забывается. Он не только забывает себя и свои высшие возможности, но обычно забывает все, что здравый смысл должен был бы в этом случае подсказать ему. Какая-нибудь преходящая мелочь, совершенно безразличная, если на нее обратить внимание, превращается чуть ли не в трагедию, о которой говорят, которая тревожит и становится чуть ли не вопросом жизни. И все это от недостатка здравого смысла.
Почти безошибочно можно заявить, что одним из средств борьбы против существующего состояния тревоги и огорчений является здравый смысл, соединенный с хладнокровием. Конечно и знание очень помогает, когда мы познаем, например, что поднимающиеся в нас страсти - не мы сами и даже не часть нашего "я", а лишь частицы одного из наших проводников, которым мы не в полне еще овладели, то мы начинаем совершенно иначе относиться к ним. Вместо того, чтобы отождествлять себя с нежелательными чувствами, мы принимаемся за борьбу с ними. Охваченный гневом человек этого не сознает, и недостаток знания мешает ему стать на верную точку зрения. Знание может в значительной степени смягчить столь распространенную скорбь о тех, кого вы называете умершими, т.е. ушедших с физического плана. Как только вам становится известным, что собственно происходит и чем является смерть в ряду безконечных жизней, такого рода скорбь просто исчезает; вы перестаете чувствовать безнадежную тоску, которая вас раньше угнетала. Следовательно и здесь более широкий кругозор очень заметно уменьшил бы скорбь и страдание мира. Одной из задач Великого Мирового Учителя несомненно будет уменьшение страданий мира путем просвящения его и внушение ему тех добродетелей, которые способствуют спокойной и безмятежной жизни. Мне могут возразить, что великой задачей Мирового Учителя скорее будет перенесение мыслей людей на более высокий план. Это, конечно, справедливо, но сначала необходимо научить людей не скорбеть, ибо, пока они скорбью привязаны к низшим планам, они не в состоянии воспринимать учения о высших истинах. Итак, внушение самых обыденных добродетелей должно занять видимое место в проповеди Учителя. А затем Он, несомненно, представит нам в очень ярком свете великую идею Братства Человечества. О братстве много говорилось и раньше, но эта идея не охватывалась сознанием, не доходила до чувств. Он укажет нам, как осуществлять ее в жизни. Он укажет нам, как осуществлять ее в жизни. Он укажет нам, каким образом идея братства должна сразу изменить наше враждебное и подозрительное отношение к другим, и заменить его благостным отношением ко всему живущему, готовностью помогать другим; заменить наше постоянное подозрение, что другой непременно хочет нанести нам вред чем-нибудь. Все религии предписывают любить друг друга. Мне кажется, что мало кто представляет себе, как поразительно изменилось бы все в нашей жизни, если бы мы стали осуществлять благостное отношение вместо недоверчивого, если бы мы стали от людей ждать лучшего, а не худшего, как мы делаем это теперь. Ведь мир, в сущности, как в зеркале отражает вас самих. Вы в значительной степени извлекаете из него то, что сами вкладываете. Ожидая от людей лучшего, что в них есть, вы побуждаете их давать вам это лучшее; ожидая же плохое, подозревая плохие намерения, вы пробуждаете в людях это плохое, вы внушаете им ваши недобрые мысли, подозревая недоброжелательство и недоверие, и наоборот. И лучше сто раз ошибиться в своей оптимистической оценке людей, чем один раз напрасно заподозрить человека и этим вызвать в нем проявление худшего, что в нем есть.
Идея братства раскрывает более широкий взгляд на жизнь. Она поможет нам лучше разбираться в людях. Мы недоверчивы теперь потому, что не понимаем точки зрения другого. И почти все подозрения и вся враждебность происходят от самомнения. Мы склонны все принимать на свой счет, поэтому мы крайне обидчивы. Люди так заняты собой, что им не приходит в голову, что и все другие точно также заняты собой; наоборот, им всегда кажется, что все думают о них и глядят на них. Стоит сделать случайное замечание по поводу какой-нибудь слабости, всегда найдутся люди, которые этим обидятся и примут замечание на свой счет и, таким образом, самые невинные слова принемают трагический оборот. Самопоглощенность обычного среднего человека просто невероятна, и вы не поверите, как далеко она заходит, пока не заглянете в глубину своего сознания, чтобы проверить самих себя.
В этом отношении ясновидящий обладает большим преимуществом. Он видит мысли, исходящие от другого, видить, какие мысли, описав окружность, возвращаются обратно к нему, вместо того, чтобы направляться на помощь другим людям. А возвращаются мысли обратно потому, что с тем и были посланы. Если бы вы могли все это видеть, то изменили бы свой образ действий во многих отношениях. Вы вышли бы из центра своего круга, из центра своего мира. Очень плохо быть центром своего собственного круга мыслей. Всем стремящимся к познанию истинно реального, необходимо выйти из центра своего круга и в центр этот поставить Бога. Очень не интересно думать всегда об одном и том же. Дайте простор своим мыслям, и вы достигнете счастья и любви, а это чего нибудь да стоит! Но если вы хотите этого достигнуть, то вам придется вырвать много сорных трав. Вы найдете в себе массу предубеждений. Выбросьте их! Есть люди, которые до такой степени сжились со своими предубеждениями, что им кажется, что выбросить их значит отказаться от самих себя. Но это было бы не вредно. Предубеждение есть искажение истины, неверное построение ее, а следовательно иллюзия, нечто на самом деле вовсе не существующее. Бросьте предубеждение за борт, и тогда вы, быть может, увидите действительность, какова она есть. И это очень большое преимущество. Как много таких мелочей, которые заслоняют действительность. Вам бы следовало также освободиться от жажды вмешиваться в дела других. Это ни к чему не ведет, ибо каждый из нас едва справляется с собственными делами, и было бы безконечно полезнее заниматься ими; но нас так и мучит желание взяться за дела других и по своему устроить их жизнь. Доведите свою жизнь до совершенства, и тогда, быть может, ваш пример оказался бы полезным для других.
Другое зло - это любопытство. Каждому из нас необыкновенно любопытно узнать, что делается у соседа. И хотя для этого соседа, вероятно, ваш интерес к нему является очень лестным, но, казалось бы, что вы могли бы посвятить свое время на изучение более полезного предмета. Если бы вы стремились узнать, чем помочь ближнему, любопытство ваше имело бы оправдание, но большинство людей любопытно вовсе не с этой точки зрения. Недостатков так много, что время позволит упомянуть лишь о некоторых из них. Страх следовало бы побороть окончательно. Большинство людей всю жизнь свою проводят в страхе, и больше всего боятся того, что скажут или подумают ближайшие соседи. Одни боятся смерти, другие боятся потерять деньги, третьи боятся заболеть. Если с вами случается какое-нибудь несчастье, то это не более и не менее как ваша Карма. Это следствие какого-нибудь вашего поступка в прошлом, и вы должны проявить всю возможную стойкость и философское к нему отношение. Но подождите, пока несчастье случится, а не изводите себя преждевременно от страха в ожидании его. Страх должен быть изгнан из вашей жизни. Я убежден, что и на этот раз Великий Мировой Учитель скажет то, что уже говорил раньше, а именно, что в совершенной любви нет страха. Во всех вышеупомянутых случаях мог бы нам значительно помочь здравый смысл. Члены Ордена Звезды взяли на себя обязанность уготовления мира, по мере своих сил, к Его Пришествию. Нам следовало бы прежде всего освободиться от всех этих слабостей, и тогда нам легче будет признать Его и использовать все раскрывающиеся возможности, связанные с Его Пришествием.
Вы, может быть, читали или видели книгу Букьяна "Мытарства Странника" и помните разсказ о человеке, который граблями разгребал мусор в поисках за деньгами в то время, как лучезарный Ангел, стоя за ним, предлагал ему всевозможные дары. Но он не видел протянутой руки Ангела, он видел только золото, которое он выгребал. Вы тоже можете оказаться слепыми, вы тоже можете не использовать пришествия Самого Мирового Учителя, если вы не готовы обернуться к Нему, чтобы принять Его дары. Если все ваше внимание устремлено на земное, вы мало используете все великое, что Он вам даст. Вы должны готовиться принять Его, вы должны выработать в себе способность восприятия, и тут главной помехой  являются все низшие стремления. Если ваша природа способна воспринимать Его воздействие, если вы способны признать Его и откликнуться на Его зов, когда Он придет, тогда только вы можете надеяться использовать все дары, которые Он принесет, можете расчитывать на еще большую радость, которая раскроется вам в работе на помощь другим...

Правила Ордена Звезды на Востоке.

Орден Звезды на Востоке объединяет всех тех, кто верит в близкое пришествие Великого Мирового Учителя и желает посвятить свои силы подготовлению пути Ему.
Для вступления в члены Ордена следует принять следующие положения:
1. Мы верим, что вскоре в мир придет Великий Мировой Учитель, и хотим так жить теперь, чтобы быть достойными узнать Его, когда Он придет.
2. Поэтому мы будем стараться всегда думать о Нем и делать во Имя Его и, следовательно, возможно совершеннее все, что нам приходится исполнять в течение наших ежедневных занятий.
3. Поскольку нам позволят наши обыденные обязанности, мы будем стараться посвящать часть нашего времени ежедневно какой-нибудь определенной работе, которая служила бы уготовлению пути Ему.
4. Мы будем стараться, чтобы преданность, стойкость и кротость стали отличительными чертами нашей ежедневной жизни.
5. Мы будем стараться каждый день утром и вечером испрашивать Его благословение на все то, что мы стараемся делать для Него и во Имя Его.
6. Мы считаем особой своей обязанностью стараться распознавать величие и поклоняться Ему, в ком бы оно ни проявлялось, и стремиться сотрудничать по мере сил с теми, кого мы считаем духовно стоящими выше нас.

Орден Звезды на Востоке был основан 11 Января 1911 г. в Индии.
Глава Ордена - Д. Кришнамурти (Алкион).
Представительница Ордена в России - В.Н. Пушкина.
Главная Квартира Российской Секции Ордена - Петроград, В.О., 6л., д. 19, кв 3.

Петроград 1918. Типография Российского Теософического Общества.

 

Составил и отредактировал текст: ZAROLF.

 

Хостинг от uCoz